Механизация животноводства — Детали машин и их соединения

  Детали машин и их соединения. Передачи механические: фрикционная, ременная, цепная, зубчатая.

 

Деталь – изделие изготовленное из одного объема материала без сборочных операций. Деталь образует соединения:

            неподвижные относительно друг друга, в т.чнарезные – сварные, клеевые, заклепочные и запрессованные; разборные – резьбовые, шпоночные, штифтовые, шлицевые.

            Подвижные соединения, такие в которых детали имеют возможность взаимного перемещения. Наиболее характерные: вал по отношению к подшипнику скольжения, ось по отношению к корпусу подшипника. Валы и оси – это детали, на которых располагаются вращающие детали. Причем вал передает крутящий момент, а ось только удерживается в них. Ось чаще всего неподвижна по отношению к основному агрегату – кузову, например.

            Подвижные соединения на сопрягаемых поверхностях образует так называемый зазор, а неподвижные – натяг. В нашей машиностроительной промышленности используют так называемую систему вала, когда внутренние размеры цилиндрической поверхности, сопрягаемой с валом, изготавливают с размером кратным миллиметру: 1000, 1100 и т.д., а диаметр сопрягаемого с этим отверстием вала варьируют в самом широком диапазоне, в зависимости от вида соединения – подвижное или неподвижное, и степени подвижности или неподвижности: легкоходовое, глухое и т.д.  Например, 10 clip_image002 , 11 clip_image004, здесь  цифры называют допустимые при изготовлении вала отклонения диаметра в тысячных долях миллиметра – микронах; в первом случае допустим зазор в 1 микрон, во втором – натяг от 1 до 3 микрон.

            Большое количество деталей машин изготавливается на специальных заводах по разработанным ГОСТам, в которых указаны все размерные, прочностные и другие эксплуатационные характеристики. При сборке любых машин такие детали закупаются в готовом к использованию виде. Например, подшипники, крепежные детали, муфты, корпуса, ремни, цепи и т.д.

            Механические передачи служат для передачи вращения от одного вала к другому. При этом часто изменяют параметры вращения, т.е. его направление, скорость и величина крутящего момента. Основные виды передач – передачи трения и передачи зацепления. К передачам трения относятся фрикционные и ременные.

            В фрикционных передача вращения осуществляется за счет соприкосновения ведущего и ведомого валов или бандажей, надетых на эти валы. Например, бункер измельчителя рулонов и тюков ИРТ-80 имеет кольцевой стальной бандаж и приводится в движение при контакте с ведущим надувным резиновым колесом, прижимаемым к бандажу. Такая передача характеризуется возможностью постепенного наращивания скорости вращения ведомого вала, т.е. используется тогда, когда  приводимое в движение оборудование очень массивное и не может сразу же набрать номинальные обороты вращения.

            В ременной передаче вращения от ведущего шкива (соответственно насаженного на ведущий вал) к ведомому передается за счет сил трения об их  поверхности специальных ремней – плоских или клиновых.

Ременные передачи используются при значительном расстоянии между валами, сравнительно малошумны, допускают некоторую непараллельность осей валов в пространстве. К передачам зацепления относятся цепные, зубчатые и червячные передачи.

Рис. 1. Ременная передача:

а – плоскоременная; б — клиноременная; 1 – плоский ремень; 2 – шкивы; 3 – клиновидный ремень.

 

clip_image006

 

            В  цепных передачах на валы насаживаются цепные звездочки с зубьями строго определенных конфигураций и размеров, сочетающихся с втулочно-роликовой цепью.

Рис. 2. Цепная передача:

1 — ведомая звездочка; 2 – цепь; 3 — ведущая звездочка.

 

clip_image008

Рабочая ветвь всегда натянута, а холостая – имеет провисание по так называемой цепной линии. Цепная передача используется для передачи больших крутящих моментов, нуждается в смазке цепи и месте ее контакта с зубьями звездочек.

В зубчатойпередаче вращающий момент передается от шестерни (ведущей элемент) к зубчатому колесу (ведомый элемент) специальными зубьями нарезанными специальными модульными фрезами на цилиндрической поверхности заготовок.

Зубья имеют специальную эвольветную форму и высокую точность. Размеры зуба характеризуются т.н. модулем защиты.

Рис. 3. Зубчатые передачи:

а – цилиндрическая прямозубая с наружным зацеплением; б – цилиндрическая прямозубая с внутренним зацеплением; в – коническая прямозубая;     г – цилиндрическая винтовая.

 

 

clip_image010

            Чаще всего шестерня имеет меньшее количество зубьев Zш, чем колесо Zк.

Все рассмотренные передачи характеризуются передаточным отношением или числом                          

clip_image012 clip_image014для зубчатой передачи

clip_image016    для цепной передачи

clip_image018   для фрикционной передачи

           

 

Передаточное число показывает во сколько раз ведомый вал вращается медленнее, чем ведущий или наоборот. Чаще всего в технике приходится именно снижать количество оборотов.

            Наибольшее передаточное отношение обеспечивает червячная передача, состоящая из ведущего многозаходного червяка 1 и червячного колеса 2. Оно достигает значения 63, и потому используется при необходимости значительных изменений скорости вращения.

Рис. 4. Червячная передача:

1 – червяк; 2 – червячное колесо.

 

clip_image020