Древоводство — Производственная структура питомника

Организация питомника

 

Производственная структура питомника

 

 

Отделы питомника

От характера выращиваемого материа­ла — конечных размеров выпускаемых растений, ассортимента — зависят технологические схемы выращивания растении разных групп: деревьев, кустарников, привитых форм и др., которые в свою очередь влияют на структуру питомника и организацию его территории. При ведении хозяйства по полному циклу — от раз­множения до выпуска посадочного материала разного характера — в структуре питомника должны быть отделы размножения и фор­мирования. Эти отделы являются главными, определяю­щими всю производственную деятельность и систему организа­ции территории питомника. Для их обслуживания на территории питомника должны быть также маточное хозяйство, хозяйствен­ные сооружения разного назначения, дороги, связывающие раз­ные отделы и участки территории. Помимо основных отделов — размножения и формирования — на территории питомников в зависимости от рыночного спроса могут быть организованы отделы производства плодовых, цветочных культур, а также газонных трав.

В отделе размножения производят посев семян и укоренение черенков. Здесь также может быть пикировочный участок в откры­том грунте. К отделу размножения относятся и отводковые план­тации. Выращивают растения 1 — 3 года, что зависит от биологи­ческих особенностей растения и от способа размножения. Из от­дела размножения растения пересаживают в отдел формирования.

Основная задача в отделе формирования — получение растений с определенными размерами и формами кроны, штамба и корневой системы в соответствии ГОСТ 24909—81, 25769—83, 26869—86. В этом отделе растения периодически пересаживают, увеличивая каждый раз площади питания. Процесс пересадок называется пе­решколиванием, а участки, на которые пересаживают деревья и кустарники, — школами. В отдел формирования поступают расте­ния из отдела размножения в возрасте 1 — 3 года.

В отделе формирования обычно имеются три школы (I, II, III), но иногда бывает и четвертая (IV).

В зависимости от особенностей роста пород и связанной с этим агротехники выращивания школы подразделяют на: школы быст­ро-, умеренно- и медленнорастущих лиственных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих хвойных деревьев; школы быстро- и медленнорастущих лиственно-декоративных кустарников; школы красивоцветущих медленно- и быстрорастущих кустарников; школы привитых роз; привитых сиреней; привитых форм других видов; школа хвойных кустарников; школа архитектурных форм (стриже­ных) кустарников. Могут быть выделены и другие школы. Главный показатель для отнесения растений в ту или иную школу — про­должительность их выращивания и относительно одинаковая тех­нология выращивания.

В I школе проводят посадку сеянцев с посевных гряд и укоре­ненных зеленых черенков с пикировочного участка. В ней имеется отделение деревьев, где быстрорастущие породы выращивают в течение 5 — 6 лет до семилетнего возраста, а медленнорастущие породы — 4 — 5 лет; у быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих — только штамб; за это время быстрорастущие породы достигают размеров, при которых расте­ния могут использоваться на объектах озеленения, и питомники их реализуют. Медленнорастущие породы из этой школы пе­ресаживают во II школу; в отделении кустарников их выращивают 2 — 3 года до пятилетнего возраста; за это время у них формируется надземная часть. В I школе кустарников быстрорастущие породы также достигают стандартных размеров и реализуются. Медленно­растущие кустарники и виды, предназначенные для получения крупномерных (например, для реставрации) или архитектурно сформированных растений, пересаживают во II школу кустарни­ков; отделение привитых форм, куда высаживают сеянцы подвоев и проводят их окулировку, а также высаживают растения, приви­тые зимой в оранжереях и хранившиеся до вегетации в специаль­ных хранилищах; здесь также формируют привитые саженцы.

Во II школу, кроме деревьев и кустарников из I школы, посту­пают укорененные черенки быстрорастущих деревьев и укоренен­ные отводки с отводочных плантаций. В ней проводится дальней­шее формирование штамба и кроны.

Во II школе обычно бывает: отделение деревьев, где медлен­норастущие деревья выращивают 4 — 5 лет до 9— 14-летнего воз­раста. У них продолжают и заканчивают формировать штамб, формируют первый ярус кроны. Из этой школы медленнорастущие деревья реализуют, или переводят в IIIшколу для выращивания крупномерного материала, аллейных деревьев; отделение кустар­ников, где их выращивают 3 — 4 года до 7 —8-летнего возраста и откуда выпускают крупномерный материал для реконструкции зеленых насаждений. У кустарников формируют надземную часть, причем из пластичных пород можно получать кустарники с опре­деленным профилем кроны.

В III школу, или школу длительного выращивания, пересажи­вают быстрорастущие деревья из I школы, медленнорастущие де­ревья и кустарники из IIшколы для получения специальных ар­хитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штам­бовые и полуштамбовые растения.

В III школе выращивают материал для озеленения улиц, скве­ров, бульваров, аллей, для одиночных посадок, ремонтных и ре­ставрационных работ, для использования в озеленении микро­районов. Здесь же выращивают деревья с искусственной формой кроны. В ней существуют такие отделения: 1) крупномерных дере­вьев, гДе деревья выращивают 6—10 лет, формируют хорошо раз­витые кроны и содержат в чистоте штамб. В течение того же срока здесь могут доращивать и деревья, взятые из леса; 2) архитектур­ных форм деревьев и кустарников, где выращивают привитые и непривитые декоративные формы, создают архитектурные формы крон. Все растения этого отделения предназначены для солитерных и аллейных посадок.